Во имя Отца Света, Софии-Матери и Вечного Иисуса!

Invisible Gnostic Front of Liberation
ГНОСТИЧЕСКИЙ ФРОНТ

Начало

F. A. Q.

Наш Гнозис

Наш Тезаурус

Иконостас

Евангелия

Библиотека

Документы

Книга Змея

Контакты

English

IGFL

Counter.CO.KZ

Рейтинг@Mail.ru

http://gnostic.front.ru/

http://front.gnostik.ru/

http://gnostik.front.ru/

Site designed
by Jesus Ophis,
2005 - 2006

Джереми Пума
Цунами и теодицея:
гностический взгляд

Сейчас, когда первоначальный ужас перед Рождественским цунами миновал, некоторые опять извлекают на свет старый вопрос теодицеи: если Бог всеблаг, как мог Он допустить такое чудовищное бедствие? В наибольшей степени этот Последний Вопрос затрагивает монотеистов. Язычники могут считать Посейдона виновным в землетрясениях и цунами и прославлять Асклепия за чудеса исцелений, но если только Один Истинный Бог управляет всем, как сможет Он избежать ответственности? В событиях человеческой истории, таких, как войны или 11 сентября, можно возложить вину на человеческие плечи, уклонившись от рассуждений об этих трудных вопросах. Но стихийные бедствия заставляют думать, что в лучшем случае Бог безразличен, а в худшем - жесток.

"Ответы", которые люди дают на этот действительно веский вопрос, охватывают широкий спектр мнений. Некоторые извращённые личности празднуют цунами, как проявление Божьего гнева на "ненавидящих Америку" мусульман и торгующих своим телом индонезийцев. Другие почти столь же извращённые личности считают цунами ещё одним свидетельством, что "вознесение" уже близко. Эти ответы, эмоционально удовлетворяющие, вероятно, охваченные внутренней ненавистью сердца, достаточно явно основаны на отношении "личности-как-объекты", через которое и распространяются действия Зла. Абстрактные "они" наказаны за некий человеческий грех, а поскольку всё это - часть "Божьего плана", "они" заслуживали этого. С другой стороны, "мы" - хорошие, и Бог на "нашей" стороне и так далее, так далее, так далее. Приводящие эти оправдания игнорируют практически всё, что когда-либо говорил Иисус, ради сурового и временами жестокого божества, так рельефно изображённого в книгах Ветхого Завета.

Эти аргументы, конечно, абсурдны. Благой Бог "не стал бы" убивать сто пятьдесят тысяч человек ни по какой причине. Тем более Благой Бог не вызвал бы того опустошения, которое мы видели в эти несколько недель. Печально, но такие объяснения ничего не дают для решения проблемы теодицеи и показывает тех, кто верит в подобную бессмыслицу, как безжалостных, эгоистичных и в целом низких людей. В ряде случаев их едва ли можно обвинить; в конце концов, когда Пушок умирает, и маленький Тимми спрашивает, почему, бабушка обычно отвечает: "Пушок теперь с Иисусом, а умер он по Божьему плану" (Мэм, Иисусу понадобится уйма времени, чтобы очистить Своё жилище от всех этих дохлых котят и щенят.)

Нет, этот народ, говоря в целом, находится под контролем миродержцев, надзирателей Чёрной Железной Тюрьмы. Легко контролировать людей, когда они верят, что они чем-то избраннее или лучше, чем неумытые смуглые массы в Азии. Особенно легко контролировать тех, кто настолько самодоволен, что буквально считает себя достаточно "хорошим", чтобы избежать Божьего гнева. Я не стану рассматривать, как и почему мы можем прийти к такому выводу, - это слишком далеко от нашей темы. Достаточно сказать, что это далеко от здравого понимания, далеко от христианского отношения и только подчёркивает очевидную жестокость Бога к тем, кто страдает. Нет более быстрого способа отвратить людей от Бога.

Другие люди, чуть более рассудительные, следуют Иову, то есть говорят, что Бог бесконечен и неведом и всемогущ, и кто мы, чтобы пытаться представить себе, почему Он делает то, что Он делает? Это более здравый аргумент, но в нём содержатся несколько "скользких мест" для вопрошающего. Прежде всего, невозможно обсуждать Бога, не придя к "некоторым" предположениям. Даже предположение, что Бог является настолько бесконечным, что невозможно познать Его намерения, предполагает, что Бог не хочет, чтобы мы познали Его намерения. Но в таком случае, почему мы вообще рассуждаем о Боге? Кроме того, для меня, независимо от того, каким мог бы быть план непостижимого Бога, если потребовалось без какого либо серьёзного основания и без разбора убить сто пятьдесят тысяч человек, это не "хорошо". И тем более делать жизни миллионов людей несчастными ради предполагаемого будущего. Извините, но я не верю, что Благой Бог мог бы сделать что-нибудь подобное по какой бы то ни было причине. Если у Бога есть план, предусматривающий подобные страдания, я предпочёл бы огненное озеро.

Теперь, конечно, некоторые заявят, что не Бог, а Сатана устроил эти бедствия. Это возвращает нас к первоначальному вопросу: почему зло существует изначально? Если Бог всеведущ и всемогущ, почему Он сотворил Сатану, зная, что со временем он уничтожит столько жизней посредством цунами? Это также открывает дверь идее, что сама природа зла и находится под покровительством тёмных сил, или, по меньшей мере, вне области Бога, - аргумент, использованный так называемым "Просвещением", чтобы оправдать уничтожение и деградацию окружающей среды. Кроме того, если "Сатана" считает, что, уничтожив так много людей, ему удастся приобрести себе почитателей или добиться симпатии, он глуп, а у меня есть надёжное свидетельство, что это не так (не то, чтобы я не верил в Сатану, заметьте…).

Нет, для меня, независимо от того как некоторые пытаются примирить Бога, Который всеблаг, с миром, в котором случаются бедствия, это просто невозможно. Это всегда было моей самой большой проблемой с монотеистическими религиями. Откуда противоречия между любящим Богом, о Котором говорит Иисус и кровожадным чудовищем большей части Ветхого Завета? Почему безудержные страдания и ужасное зло на земле были сотворены "Благим" Богом? Почему, если Бог всепрощающий, Он прежде всего изгнал Адама и Еву из рая?

Для меня ответ находится в гностицизме.

Гностическая мифология, принимать её буквально или нет, утверждает, что мир был создан не всеблагим Богом, но безумным полу-богом и его помощниками, архонтами, которые опираются на контроль над тварным миром для своего длящегося существования. Теперь вспомним, что этот Демиург (названный во многих гностических текстах Ялдаваофом) не является "злым", в нашем понимании "зла". Скорее он безумец, даже шизофреник, с серьёзным комплексом Бога (вероятно, самым большим). На самом деле, он может быть добрым с теми, кто ему угоден.

Ялдаваоф - верховный кукловод. Он был создан случайно, как неподходящее повторение в пределах рекурсивного уравнения, вызвавшее Бытие, и он пребывает вместе с нами внутри своего творения, несовершенной, неполной, иллюзорной и часто безумной реальности. Ялдаваоф сохраняет свою власть, пока люди позволяют ему. Каждый раз, когда кто-нибудь действует, основываясь на эгоистическом, вымышленном представлении о божестве, каждый раз, когда кто-нибудь обращается к другим личностям как к простым объектам, а не как к свободным личностям, заслуживающим такого же уважения, как и он сам, Ялдаваоф и его друзья становятся чуть жирнее. Нет нужды говорить, что большинство почитателей Ялдаваофа даже не ведают, что творят.

Ялдаваоф это не Яхве, он - божество, которое выдаёт себя за Яхве и повелевает убивать. Ялдаваоф это не Аллах, это ложный образ Аллаха, вдохновляющий террористов-смертников. Ялдаваоф это не Иисус Христос, это иллюзорный "Иисус" прошлого, бросающий неверующих в огненную яму.

Ялдаваоф - это божество, которое "вызвало" цунами, чтобы "совершить суд" над ненавидящими американцев, торгующими своим телом таиландцами. Существует ли оно "в действительности"? Какая разница? Оно существует в сердце и уме каждого, кто ненавидит, и если вас интересует моё мнение, это достаточно могущественное существование. Поясню, что гностическая космология "в целом" отделяет демиурга от природы, так что мы могли бы допустить, что стихийные бедствия вообще происходят без влияния демиурга. Природа стремится быть нейтральной, и это расширение того же самого рекурсивного ряда, который привёл к созданию космоса. Впрочем, поскольку реальность демиурга безумна, действующие в ней силы также могут быть безумны, иррациональны, и превосходить любые рассуждения смертных.

Есть, однако, настоящий, истинный Бог, пребывающий над иллюзорной реальностью Чёрной Железной Тюрьмы. Это Бог Христа, Который всеблаг, но Его Власть в областях фальшивой реальности "сокрыта" иллюзиями, рассеянными Ялдаваофом и архонтами. Эта Власть может быть открыта людьми, которые действительно могут восстать против правителей мира сего и их слуг. Этот Истинный, Сокровенный Бог гностиков, который нисходит в ограничения материи, чтобы искупить и очистить нереальный и безумный мир демиурга.

Итак, богословский вопрос стихийного бедствия, для гностического пути рассуждения, искусно решён, поскольку гностики признают, что это более сложный вопрос, чем дуалистический аргумент "если Бог благ, почему случаются несчастья." В данном случае, цунами, трагическое и ужасное, не было результатом прямого вмешательства Бога или кого-либо иного. На самом деле, это не было результатом действий демиурга. Напротив, это было рябью на безумной реальности, вспышкой во вселенском мозгу. Демиург, с другой стороны, немедленно распознал это как контролирующий механизм, и вошёл в сердца и умы обличителей, своих слуг, которые продолжили осуждение, тыканье пальцем и обвинения. Он тучнеет благодаря их представлениям о нём, как о всемогущем судии, отмеряющем наказания для нечестивых.

Однако Истинный Бог, Бог благости, открывающей себя тем, для кого путь открыт, снизошёл к тем, кто устремился помочь нуждающимся, к сострадательным сердцам, к тем, кто плакал и помог не потому, что его принудили к этому ведущие новостей или политики мира сего, но потому, что почувствовали сострадание. Истинный Бог, Бог Христа, точно так же не мог предотвратить цунами, как психолог не может предотвратить мозговую аневризму. Вместо этого истинный Бог смягчал последствия бедствия каждый раз, когда кто-то помогал другому из-за своего сострадания, независимо от религии, расы, географии. Так Благой Бог действует в гностическом понимании, в духе множества сострадающих.

 

Перевод Б. Шмоленгейма. Эта и другие статьи Дж. Пума находятся на http://www.snant.com/fp/