Во имя Отца Света, Софии-Матери и Вечного Иисуса!

Invisible Gnostic Front of Liberation
ГНОСТИЧЕСКИЙ ФРОНТ

Начало

F. A. Q.

Наш Гнозис

Наш Тезаурус

Иконостас

Евангелия

Библиотека

Документы

Книга Змея

Контакты

English

IGFL

Counter.CO.KZ

Рейтинг@Mail.ru

http://gnostic.front.ru/

http://front.gnostik.ru/

http://gnostik.front.ru/

Site designed
by Jesus Ophis,
2005 - 2006

С.С. Аверинцев
Гностическая хороводная песнь

Предлагаемый текст дошел в составе своеобразного гностического “романа”, известного под заглавием “Деяния апостола Иоанна”, или “Странствия апостола Иоанна”, и сохранившегося с большими пробелами. По-видимому, апокриф этот сложился к III в., как переработка материала II в.; место возникновения остается спорным.

Гимн вводится следующим образом: Иоанн в своей проповеди рассказывает о чудесах Христа, свидетелем которых он был, и в частности о сверхъестественных свойствах, которыми обладало Христово тело еще до его воскресения (мотивы ереси докетов, осужденной церковью); затем он переходит к описанию последнего вечера, проведенного Христом со своими учениками накануне казни (в ортодоксальной традиции – время “тайной вечери” и “моления о чаше”). Но здесь перед нами мистериальный круговой танец. Возможно, эта картина как-то связана с культовой практикой гностических сект. Иисус, стоящий в центре хоровода, сам сравнивает свою речь с музыкой флейты – инструмента, с древних времен употребительного в культе Диониса и других божеств экстатических “радений”. Правда, сам по себе образ священного хоровода был аллегорией, распространенной и в ортодоксальной христианской литературе той эпохи. Например, Климент Александрийский (II-III вв.) рисует христианское учение как новую, неслыханную музыку: “Слово небесное, этот певец, непобедимый в состязании, венчаемый победным венком в том театре, имя коему – мироздание. Это мой Эвном поет, но не на Терпандров или Капионов, не на фригийский, дорийский или лидийский лад, но вечный напев новой гармонии на Божий лад” (перечислены названия музыкальных ладов, употребительных в античной культуре).


Гностическая хороводная песнь

И собрал нас вместе Иисус, и сказал:
- Пока еще не предан Я в руки их, воспоем песнь Отцу и так пойдем навстречу тому, что ждет нас.
Затем велел Он нам стать в хоровод и держаться за руки; Сам же, стоя в средине, сказал:
- Отвечайте Мне “Аминь!”
После того начал Он воспевать песнь, глаголя:
- Слава Тебе, Отче!
Мы же, вращаясь по кругу, отвечали Ему:
- Аминь!
- Слава Тебе, Дух! Слава Тебе, Святый!
- Аминь!
- Хвалим Тебя, Отче,
благодарим Тебя, Свете,
в коем тьма не обитает!
- Аминь!
- При благодарении же нашем говорю так:
спастись желаю,
и спасти желаю (1)!
- Аминь!
- Искуплен быть желаю,
и искупить желаю!
- Аминь!
- Уязвиться желаю!
И уязвить желаю!
- Аминь!
- Рожден быть желаю,
и рождать желаю!
- Аминь!
- Вкушать желаю,
и предаться во снедь желаю (2)!
- Аминь!
- Внимать желаю,
и внят быть желаю!
- Аминь!
- Умозрим быть желаю,
всецело Ум будучи!
- Аминь!
- Омываем быть желаю,
и омывать желаю (3)!
- Аминь!
- Благодать пляшет (4)!
Играть на флейте желаю,
Ведите хоровод все вы!
- Аминь!
- Плач творить желаю,
причитайте все вы!
- Аминь!
- Единая Осьмерица (5) нам подпевает!
- Аминь!
- Двунадесятое Число (5) пляшет в вышних!
- Аминь!
- Всему сущему плясать должно!
- Аминь!
- Кто не пляшет,
свершающегося не разумеет!
- Аминь!
- Бежать желаю,
и остаться желаю!
- Аминь!
-Украшать желаю,
и украшен быть желаю!
- Аминь!
- Воссоединиться желаю,
и воссоединить желаю!
- Аминь!
- Дома не имею,
и домы имею!
- Аминь!
- Храма не имею,
и храмы имею!
- Аминь!
- Светильник Я для тебя,
о, взирающий на Меня!
- Аминь!
- Зерцало Я для тебя,
о, мыслящий Меня!
- Аминь!
- Дверь Я для тебя,
о, стучащийся!
- Аминь!
- Путь Я для тебя,
о, шествующий!
- Аминь!
- Внимая песни Моей,
восчувствуй, как Я глаголю в тебе!
- Аминь!


Примечания:

1. Христос, как он изображен в этом гимне, в отличие от ортодоксального образа, не только спаситель мира, всецело благой, светлый и чистый; он и сам нуждается в спасении, в просветлении, “воссоединении”, которые несет людям. Он не только субъект, но и объект акта спасения, и потому глаголы, описывающие этот акт, применены к нему не только в действительном, но и в страдательном залоге.
2. Ср. Иоан. 6, 54: “Вкушающий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную”.
3. Имеется в виду крещение.
4. Благодать (грач. “Харис”) мыслится как женское духовное существо – особый “эон”, составляющий с другим, мужским “эоном” супружескую чету – “сизигию”; это мотив, специфичный для гностиков.
5. Различные комбинации “эонов”, духовные множества различного объема. В системе гностика Птолемея (II в.) Осьмерица состоит из следующих пар: Праотец, или Бездна, и Благодать; Ум и Истина;  Слово и Жизнь; Человек и Церковь. От четвертой пары рождается еще 6 пар, образующих  Двунадесятое число”: Утешитель и Вера; Отчий и Надежда; Матерний и Любовь; Вечноум и Разумение; Церковный и Блаженство; Желанный и Премудрость.



От берегов Босфора до берегов Евфрата/ Антология ближневосточной литературы I тысячелетия н.э. Пер., предисл. и комм. С.С. Аверинцева – М.: МИРОС, 1994. Стр. 134-136, 311-312.